12 сентября в Камероновой галерее Царского Села состоялась масштабная дискуссия о будущем российской культуры в эпоху технологических трансформаций. Среди спикеров секции «Деловая культура» на сессии ВЭБ.РФ «ТЕХНОЛОГИИ КУЛЬТУРЫ»— основатель конкурса AI-фильмов MyFilm48 Павел Перегудов.
Камеронова галерея — легендарное историческое пространство, где некогда собирались Российские цари, меценаты и деятели искусств. Галлерея стала площадкой для разговора о том, как технологии меняют саму природу культурного творчества. Выбор локации оказался глубоко символичным: классическая архитектура XVIII века встретилась с обсуждением искусственного интеллекта и нейросетей.
Сессию модерировали Игорь Шувалов, председатель ВЭБ.РФ, и продюсер культурных проектов Лилия Дасаева. В дискуссии приняли участие представители разных граней современной культуры: генеральный продюсер кинокомпании 1-2-3 Production Артем Михалков, режиссер Сергей Знаменский, народный артист СССР Юрий Башмет, музыкант Артем Лаврентьев, предприниматель Александр Щеряков, эксперт МШУ «Сколково» Сергей Бурлака и режиссер Ханс-Йохаим Фрай.
На 56-й минуте мероприятия, трансляция которого шла на телеканале Россия24 и в ВК, Павел Перегудов представил позицию технологического предпринимательства в культурной сфере, ответив на вопрос о том, как бизнес способствует развитию креативных технологий в условиях внешних вызовов. Основатель MyFilm48 поделился видением того, какая поддержка необходима отечественным разработчикам, чтобы не только идти в ногу с мировыми трендами, но и задавать их.
Визуальным акцентом выступления стало само пространство дискуссии. На медиаполу зала и медиаколоннах уникальной "телевизионной студии" впервые были продемонстрированы нейросетевые произведения, созданные Павлом Перегудовым специально для мероприятия. Четыре вариации AI-генерированных видеофонов раскрывали тему встречи русской культуры и технологий: цифровые метаморфозы произведений Кандинского, Малевича и Шагала плавно перетекали в калейдоскоп народных промыслов, где гжель, хохлома и палех создавали новые, неожиданные комбинации.
Театральные маски трансформировались в современные digital-образы, меняли эмоции и стили, превращались в аватары и голограммы, возвращаясь к классике в бесконечном цикле перевоплощений. Музыкальная визуализация прослеживала эволюцию от партитур Глинки до современной электроники — ноты превращались в частицы, волны, геометрические структуры, реагирующие на воображаемый звук.
Также был продемонстрирован фрагмент авторской работы Павла «For You» — футуристического реалистичного сеттинга с лирической музыкой на бразильско-русском языке, где видео, музыка и звуковые эффекты являются продуктом совместного творчества одного автора и ансамбля передовых нейросетей. Фильм, созданный за несколько дней, уже успел получить международное признание: победу в номинации «Лучшая оригинальная музыка» на Portugal Indie Film Festival 2025, победу в номинации «Лучшая анимация» на кинофестивале «Циолковский» 2025, официальные отборы в Ahmedabad International Film Festival и международный фестиваль AI-фильмов Neuro Masters, а также стал полуфиналистом номинации «AI Short» в «Reel Intelligence» 2025 в Сиднее.
Предложения для ВЭБ.РФ
По итогам выступления Павел Перегудов представил комплекс мер по поддержке отечественных технологий генеративного искусственного интеллекта в креативных индустриях. В основе предложения — идея использовать текущий момент формирования мирового рынка GenAI для укрепления позиций российских разработчиков.
Ключевые тезисы: российские малые инновационные предприятия в сфере GenAI демонстрируют решения, превосходящие мировые аналоги — от новосибирскй платформы ИИ-генерации «Нейросибирск» с его интуитивным интерфейсом управления камерой до петербургской электронной киноxлопушки IMSLATE, которая в три раза дешевле и функциональнее китайских конкурентов. При этом развивающийся дефицит prompt-инженеров и специалистов по работе с AI в производстве контента требует срочных мер.
Конкурс MyFilm48, привлекший за полтора года более 2000 участников из 42 стран, показал эффективность просветительского подхода: люди не боятся технологий, когда понимают открывающиеся возможности. Проект вызвал интерес у таких компаний, как KARI, РИКИ, РИВ ГОШ, Университет Синергия, которые стали партнерами мероприятия, увидев в нём источник ценных кадров для будущего сотрудничества.
Предложенные меры поддержки включают:
- создание открытой платформы-хаба для малых инновационных предприятий в сфере генеративного AI для креативных индустрий
- экспертную поддержку и проведение исследований в области применения GenAI в креативных индустриях
- учреждение национальной премии за предпринимательский вклад в развитие AI-технологий для культурной сферы
- проведение всероссийского образовательного AI-кинофестиваля с показами, лекциями и образовательными мероприятиями
Центральной темой обсуждения стал вопрос, вынесенный в заглавие сессии: кто стоит за будущим культуры — технологии или человек? Участники размышляли о защите авторских прав в эпоху ИИ, о балансе между содержанием и коммерческим успехом, о роли эмоции в творчестве, которую невозможно алгоритмизировать.
Мероприятие прошло в рамках "Форума объединенных культур", объединившего представителей власти, бизнеса и культурного сообщества для обсуждения траектории развития российской культуры как технологичной, инновационной и сохраняющей глубину смыслов одновременно.
Репортаж о мероприятии в новостях на России24